Лука Марони. Формула удовольствия

Лука Марони – профессионал высочайшего уровня, энолог, известный винный критик, писатель, автор справочников лучших вин Италии и мира. Математик по образованию, Лука Марони в оценке качества вина руководствуется логикой и точными расчетами. Не все согласны с его методикой, а между тем, субъективные ощущения этой системы подкреплены точными обоснованиями эксперта. Его формула «идеального» вина основана на химико-физических свойствах вина и его сенсорном восприятием. За свою практику Марони попробовал почти 200 тысяч вин, и только 9 раз  ставил вину 99 баллов. «Ста баллов быть не может, это миф. Вино - творение человека - не может быть столь же совершенно, как виноград, которого касалась рука Бога».

 

- Вы один из авторитетнейших специалистов в области итальянского виноделия. Расскажите, пожалуйста, как российскому  потребителю разобраться в таком многообразии итальянских вин?

- Мне кажется, что россияне, в общем, неплохо знают винную Италию. Знают, что условно ее винодельческие регионы можно разделить на северные, центральные и южные. Практически в каждом из них выращивают автохтонные или местные сорта, что подчеркивает яркую индивидуальность вин. А какие из них ваши, вы определите сами. Для тех, кто только начинает свой путь в мир вина, советую взять несколько бутылок от производителей разных регионов (обязательно одной ценовой категории) и устроить себе сравнительную дегустацию. Почувствуйте, какое вино вам ближе по характеру, по вкусу, по аромату. Познавание вина – это необыкновенно увлекательная игра и всегда эксперимент.

 

Что же касается конкретных производителей, воспользуйтесь Интернетом, всемирной «палочкой-выручалочкой». Там можно найти всю интересующую вас информацию. Обязательно обращайте внимание на то, есть ли у производителя собственные виноградники. Или же он делает коммерческий продукт под собственной маркой. При этом я вовсе не хочу сказать, что такой подход не имеет права на жизнь.  Но мой вам совет: отдайте предпочтение винодельне, работающей на своем сырье, - это является определенной гарантией того, что вино будет не просто хорошим, но и типичным. В этом случае производитель лично отрабатывает всю производственную цепочку, начиная с виноградника, за которым он  тщательно ухаживает. А следовательно, в этом вине его душа, его страсть, его умение.

 

- Вы бываете в России. Удовлетворены ли вы ассортиментом итальянских вин, представленных на нашем рынке? Насколько он репрезентативен? И что вы можете сказать об их качестве?

- Безусловно, у меня были возможности посетить винотеки.  И в Челябинске, в Уральском регионе, и в Москве, где итальянские вина представлены достаточно широко. Но! Сегодня в Италии - и такой ситуации ранее  не было - существуют, если можно так сказать, два мира вина. Один -  исторически сложившийся, традиционный. Он давно доказал свою состоятельность и заслужил мировое признание. Именно его представители в 90-е годы первыми вышли на российский рынок.

 

Однако есть еще более многочисленная группа. Это новое поколение виноделов, которые предлагают рынку огромный выбор высококачественных продуктов по разумным ценам. И они, на мой взгляд, вполне могут дать фору самым именитым брендам.

 

Первые представлены в России весьма солидно. А вот вторые, то есть «новый мир», - гораздо хуже и пока еще недооценены. Мне жаль, что дело обстоит именно так. С другой стороны,  я уверен, что вас в скором времени ожидают великие открытия. Это просто замечательные вина и, повторюсь, совсем иная ценовая категория.

- Какие регионы Италии в последние годы сумели выйти на более высокий качественный уровень? И какие обладают еще не раскрытым потенциалом?

- Безусловно, за последние десять лет мощное развитие получили Апулия и Абруццо. Именно там производят вина с оптимальным соотношением цены и качества.  Если говорить о южных регионах, упомяну Калабрию. После мирового триумфа просекко - Венето. Вот увидите, совсем скоро просекко станет игристым вином номер один в мире, оставив позади испанскую каву. Я в этом абсолютно уверен.  На севере я бы отметил очень многообещающий и уже вполне состоявшийся Трентино. Именно Трентино - без Альто-Адидже, что в Южном Тироле. Особо подчеркну, что  качественную эволюцию претерпевают не супердорогие вина, а вина базовой линейки, которые может себе позволить каждый.  Этакий качественный и экономически привлекательный вариант.

 

- А что скажете о Сицилии?

- Сицилия - важный винодельческий регион. Она была, в отличие от Абруццо  и Апулии,  вовлечена в итальянское «энологическое Возрождение» несколько раньше. Сегодня там делают отличные вина мирового уровня. Но тех, кого я называю «новые производители», в этом регионе гораздо меньше.

 

- Какие вина Италии вы считаете переоцененными и какие недооцененными?

- В Италии переоцененными, особенно за рубежом, являются…  Хотя давайте сразу расставим приоритеты: переоцененными  в плане качества или в плане цены? Потому что есть такие вина, которые, на мой взгляд, переоценены и в том и в другом плане.

 

- Расскажите, пожалуйста, и о тех и о других. Это очень интересно!

- В целом, я бы сказал, что переоценка происходит на уровне классических вин.  Это пьемонтские бароло и барбареско. И даже брунелло ди монтальчино. Кьянти тоже сдал свои позиции, и к нему уже нет былого интереса. Хотя отдельные вина здесь, безусловно, великолепны. Но их мало, и они ну очень дорогие! А в массе кьянти потеряли как в качестве, так и в цене.

 

Такие регионы, как Пьемонт и Тоскана, в самом начале  «энологического Возрождения» находились в гораздо лучшем положении. Их вина изначально были тесно связаны с историей, с традициями, окутаны этаким магическим флёром. Но сейчас они начинают терять свои, казавшиеся незыблемыми, позиции.  Прежде всего, в силу своей инертности. Они проигрывают  регионам, которые честно предлагают вина порой даже более высокого качества по невысокой цене. Они ринулись в маркетинг и пытаются опереться не на то, что в бокале, а на то, что за бокалом, на некую ауру вина. Я имею в виду многовековую  историю, аутентичность и «первородность», я бы так сказал.  Но когда ты в один бокал наливаешь тоскану, а в другой - современное вино той же Апулии или Трентино, то понимаешь: качество последнего может превосходить вдвое, а цена оказаться вдвое меньше. Как потребитель я, конечно же, отдам предпочтение второму. На мой взгляд, надо соревноваться не в раздувании щек, а работать, упорно и тяжело, постоянно доказывая: ты -  лучше.

 

- Каков, на ваш взгляд, сегодняшний  тренд мирового виноделия?

- Мировое виноделие взяло курс на ароматическую составляющую. Мягкое, округлое вино с усиленной ароматикой – вот, что будет востребовано потребителями, на мой взгляд. Другими словами, винный мир все больше  ориентируется на «нос», нежели чем на «рот».

 

- Вас называют «самым строгим критиком». Вы согласны с таким мнением? Расскажите, пожалуйста, о вашем методе оценки вина, основанном на его химической структуре?

- Не сказал бы, что я строг или суров. Хотя, может быть, и грешил этим раньше. Дело в том, что сегодня мое мнение основано на научном подходе к оценке вина, что и отличает меня от моих коллег. Более того, моей формулой  могут пользоваться и любители вина, и виноделы, которые являются объектом моей критики. Я очень уважаю их нелегкий труд, и если оцениваю вино от производителя, то должен четко объяснить, почему я оцениваю его именно так, а не иначе. Для меня это единственный способ действия.

 

Вот три параметра, на основании которых я делаю свой анализ и далее вывод:  консистенция, сбалансированность и целостность. Самое главное, что свои выводы я могу проверить в лабораторных условиях.  Это уже не субъективное ощущение, а научно подтвержденный результат.  Еще раз подчеркну, что этот метод может взять на вооружение любой человек. Он очень прост.

- Влияние винных критиков на выбор вина бесспорно, но оценки в справочниках лучших вин довольно часто расходятся. И это, естественно, дезориентирует потребителя. Как вы думаете, ваш метод будет взят на вооружение?

- Действительно, оценки часто не совпадают. У меня, лет десять назад еще любителя, а теперь уже профессионала, не было и нет безграничной веры в то, что говорят критики, если это основывается на их личных впечатлениях и пристрастиях. Мне всегда было понятно, что без объективной составляющей справедливая оценка невозможна. На чем базируются оценки «Гамберо Россо» или Хью Джонсона, или Дженсис Робинсон? Кто знает? А за свои я готов ответить. Создав свой собственный метод и применив его, я смог пойти дальше своих коллег. Вы же тоже хотите понимать, почему это вино вам нравится, почему оно лучше, вкуснее? Я себе ответил почему, потратив пять лет на разработку и опробирование оценочной шкалы. Сегодня ее уже широко применяют, к примеру,  в американском сообществе. И мне бы хотелось донести результаты моей работы до россиян.

 

В заключение добавим, что Лука Марони применяет свою методику и в оценке оливкового масла, а также находит время для преподавания энологии, ведет собственный сайт, консультирует крупнейшие винодельни и участвует в выборе вин для встреч лидеров государств. О себе же Лука Марони говорит скромно: «Я - аналитик чувств и ощущений».

Опубликовано в газете «Винная карта» № 144, март 2014 года

© 2017 ООО "Медиа Бизнес Пресс".

Любое воспроизведение материалов или их фрагментов возможно только с письменного разрешения редакции.